понедельник, 27 октября 2014 г.

Ъ-Газета - НОВАТЭК могут задержать в порту

Ъ-Газета - НОВАТЭК могут задержать в порту











Как стало
известно "Ъ", проект "Ямал СПГ" НОВАТЭКа может столкнуться с проблемой:
Сбербанк должен был провести до конца года оценку проекта строительства
порта Сабетта, но из-за правовых коллизий пока не может даже приступить к
работе. В результате сроки запуска порта, который необходим для
отгрузки продукции "Ямала СПГ", могут затянуться. Государству каждый
месяц задержки грозит штрафом в $400 млн.
О том, что Сбербанк до сих пор не приступил к
проведению технологического и ценового аудита проекта строительства
морского порта Сабетта в Ямало-Ненецком АО, "Ъ" рассказали несколько
источников на рынке. По словам одного из них, сроки затягиваются из-за
противоречий в законодательстве: Минстрой не включил Сбербанк в список
организаций, допущенных к проведению аудита крупных инвестпроектов с
госучастием.
Премьер Дмитрий Медведев подписал
распоряжение о назначении Сбербанка единственным исполнителем работ по
аудиту, строительному контролю и банковскому сопровождению Сабетты 13
июня. В конце сентября правительство утвердило постановление о
банковском сопровождении контрактов, по которому договор на исполнение
этих обязательств должен заключаться "с поставщиком, подрядчиком,
исполнителем и субподрядчиками". Но со Сбербанком контракт не подписан,
добавляет собеседник "Ъ". Это подтвердили и в Сбербанке, отметив, что
банком подготовлен проект госконтракта по оказанию комплекса услуг
проекта Сабетта.
Генподрядчиком проекта является УСК "Мост",
но там на запрос "Ъ" не ответили. В Минстрое "Ъ" заявили, что к ним не
поступало заявки на включение Сбербанка в перечень компаний, допускаемых
для проведения аудита таких проектов.
Проект порта Сабетта реализует государство.
Он включает строительство морского и подходного каналов, береговых
объектов, системы управления движением судов. Весной проект дополнился
строительством ледозащитных сооружений, из-за чего его стоимость выросла
на 22,3 млрд руб., до 69,6 млрд руб. Порт создается под грузы ОАО "Ямал
СПГ" (60% у НОВАТЭКа, по 20% — у французской Total и китайской CNPC),
которое строит завод по сжижению газа мощностью 16,5 млн тонн в год
(стоимость проекта оценивается в $26,9 млрд). Первую линию завода
планируется запустить в 2017 году, к этому же сроку нужен и порт.
Еще в мае министр транспорта Максим Соколов
предлагал правительству отказаться от аудита Сабетты, предупреждая о
возможной задержке строительства (копия письма министра есть у "Ъ"). По
его оценке, даже если бы аудит прошел до конца года, это могло бы
помешать внесению изменений в ФЦП "Развитие транспортной системы России
(2010-2020 годы)" для перераспределения на Сабетту с других проектов еще
22,3 млрд руб. В результате строительные работы могли сорваться, а срок
ввода объекта сдвинулся бы на год. Поскольку продукция "Ямала СПГ" уже
законтрактована, задержка, по данным министра, грозит штрафами на
$400 млн в месяц. Но эту проблему решить удалось: дополнительные
средства были в сентябре прописаны в бюджете.
Но проблема с аудитом по-прежнему угрожает
срокам: чтобы Сбербанк мог провести работы, необходимо внести коррективы
в законодательство. По словам федерального чиновника, близкого к
правительству, Минтранс продолжает настаивать на отсутствии
необходимости в аудите, но "позиция правительства в этом вопросе
непоколебима". В самом Минтрансе лишь рассчитывают "выполнить
поставленные задачи в срок". В НОВАТЭКе говорят, что вопрос
строительства порта находится вне компетенции компании.
Аудит действительно может значительно
затянуть реализацию проекта. Так случилось, например, с проектами
"РусГидро" по строительству четырех новых ТЭС на Дальнем Востоке, на
которые указом президента от ноября 2012 года из бюджета было выделено
50 млрд руб. Но реально приступить к стройкам удалось лишь во второй
половине 2014 года: до этого шла подготовка ТЭО и аудит проектов.
Руководитель департамента оценки АКГ "МЭФ-Аудит" Дмитрий Трофимов
полагает, что распоряжение правительства по поводу назначения Сбербанка
аудитором делает включение банка в список Минстроя необязательным. При
этом, добавляет эксперт, речь идет о дорогом проекте, правительство
будет тщательно его проверять и вряд ли согласится начать работы до
завершения аудита.
Юлия Галлямова, Юрий Барсуков

Комментариев нет:

Отправить комментарий