среда, 12 июня 2013 г.

Темы дня # Бочка без дна: история попыток освоения Штокмановского месторождения

Темы дня # Бочка без дна: история попыток освоения Штокмановского месторождения

19.12.2012 / Бочка без дна: история попыток освоения Штокмановского месторождения

Бочка без дна: история попыток освоения Штокмановского месторождения В попытки освоения Штокмановского месторождения были вложены большие силы и средства. Все впустую. Проект нужно начинать с нуля, что происходит уже не в первый раз.
Рассмотрим хронологию.
1981 - геофизики с научно-исследовательского судна «Профессор Штокман» увидели пузыри метана на поверхности воды, что могло свидетельствовать о существовании подводного газового месторождения.

1988 – начато бурение первой поисковой скважины проектной глубиной 4500 метров, которое было завершено 27 июля 1988 года на глубине 3153 м. В результате ее испытания были открыты две залежи свободного газа с газовым конденсатом. Что касается оценки потраченных на этом этапе средств, то отмечу, что стоимость бурения разведочной оффшорной скважины глубиной 4500 м в сложных ледовых условиях составляет порядка 85 млн долл.
В 1990 году для освоения Штокмановского месторождения был организован международный консорциум "Арктическая звезда" (Arctic Star). Консорциум состоял из компаний Conoco, Norsk Hydro и Finnish Barents Group. Со стороны СССР туда входило Министерство нефтяной и газовой промышленности.
Консорциум планировал приступить к добыче газа в 1995 году. Распорядителем работ было назначено производственное объединение «Арктикморнефтегазразведка». Но в 1991 году президент России Борис Ельцин отстранил консорциум «Арктическая звезда», который к тому моменту успел вложить в дело 15 млн долл.
Ноябрь 1992  - лицензия на разработку месторождения указом Бориса Ельцина была передана компании «Росшельф» («Российская компания по освоению шельфа»), президентом которой стал академик Евгений Велихов. Представители «Росшельфа» утверждали, что «мобилизуют предприятия военно-промышленного комплекса выполнять заказы на строительство промысловых сооружений и создадут таким образом 250 тыс рабочих мест».
Отъем лицензии у западного консорциума и передача ее «Росшельфу» проходила долго и трудно. Вопрос тянулся несколько месяцев, в течение которых «западники» активно сопротивлялись. Но «Росшельф» поддержали администрации Мурманской и Архангельской областей, а «Газпром» дал гарантии финансирования проектов.
«Росшельф» планировал построить подводный «город Солнце». «Это будут волшебные города на дне океана, где люди будут работать и жить в условиях цивилизации следующего столетия», - говорил в интервью Евгений Велихов.
Позже в «Новой газете» появился материал о том, что компания «Росшельф» существует только на бумаге, никаких вещественных следов ее деятельности на шельфе нет, более того, нет даже чертежей и планов работ. При этом уже были потрачены немалые средства, а куда они пошли – загадка. Отвечая на обвинения, г-н Велихов, в частности, сказал: «За прошедшие годы «Росшельф» и «Газпром» осуществили реконструкцию судостроительных предприятий Северодвинска, вложив в это дело десятки миллионов долларов». Точную цифру вложений Евгений Велихов не озвучил.
Интересно, что обеспечивать проект электроэнергией планировалось с помощью плавучей АЭС.
В 1995 году было заключено соглашение между «Газпромом», «Росшельфом», Norsk Hydro, Conoco, Total и Neste (Fortum). В 2001 году срок соглашения истек, намерения выполнены не были.
2002 - для освоения месторождения «Газпромом» и «Роснефтью» создано ЗАО «Севморнефтегаз» (ныне «Газпром нефть шельф»).
2004-2005 - подписаны девять меморандумов с крупнейшими мировыми энергетическими компаниями, которые представили предложения по реализации совместных проектов разработки месторождения.
Декабрь 2004 - «Роснефть» продала Газпрому свою долю в «Севморнефтегазе», пустив вырученные 1,7 млрд долл на приобретение Юганскнефтегаза.
16 сентября 2005 - Газпром объявил короткий список партнеров для детальных переговоров по освоению Штокмана. В него вошли Statoil, Total, Chevron, Hydro и ConocoPhillips. В течение полугода Газпром обещал сформировать финальный список из двух-трех компаний.
Март 2007 - поиски иностранных партнеров возобновились на новых условиях: им предложили доли в компании-операторе, владеющей инфраструктурой проекта, но не лицензией и газом.
Июль 2007 - после переговоров президента Владимира Путина с Никола Саркози, партнером Газпрома на Штокмане была выбрана Total.
Октябрь 2007 - вторым партнером стала Statoil.
Февраль 2008 - создан оператор Shtokman Development (51% акций у российской компании, 49% — у партнеров).
В конце мая 2012 года Газпром признал, что состав участников проекта может измениться, а в августе СМИ сообщили, что Statoil проект покидает, а за ним может последовать и Total. Потом проект заморозили.
После заморозки проекта Statoil, по некоторым сведениям, списал 390 млн долл. По некоторым подсчетам, общие убытки от проекта составили 1,4-1,6 млрд долл.
Сентябрь 2012 - Газпром оплатил долю Statoil (24%) в Shtokman Development AG в сумме 340 млн долл.
Total свою долю сохранил.
Декабрь 2012 - Газпром планирует продолжать работать над Штомановским проектом, самостоятельно построив СПГ-завод мощностью 30 млн тонн в год.

Материалы по теме:
Штокмановское ГКМ

Комментариев нет:

Отправить комментарий