Нефтяные санкции
-
по теме: Анализ последствий технологических санкций для нашей
нефтегазовой промышленности. Трудноизвлекаемые, сланцевые и арктические
запасы нефти сами не освоим. Аналогов импортных технологий нет даже у
Китая. Они только учатся сланцевую нефть добывать. Нанимают западный
нефтесервис. Шельфового опыта у них тоже нет.
Запрещенные горизонтальные скважины и гидроразрыв – основные технологии для трудноизвлекаемых запасов. Увеличение дебитов скважин с 5 -10 т/сут до 100 -150 т/сут.
Характерный пример – Самотлор: 2.6 млрд.т добыто, еще 800 млн.т осталось,
трудноизвлекаемых/низкопроницаемых. А это запасы успешной Татнефти. Для Роснефти технологии добыч на остатках Самотлора разрабатывают крупнейшие в мире нефтесервисные Schlumberger, Halliburton.
Расчетные прогнозы падения нашей нефтедобычи ЛУКОЙЛа (докладывались Путину Алекперовым) с повышением НДПИ, а оно от безнадеги грядет, и без технологий только усугубятся.
Чаянду и Ковыкту Газпром без западного бурового сервиса сам не разбурит, запасы нефти и газа трудноизвлекаемые, надо технологии добычи подбирать, геологическое моделирование делать на западном ПО, разработку отслеживать в 3D. А там Ротенберг с «Газпром бурением». Ударили по самому больному и любимому. Легли под Китай + штрафы РБК: США ввели жесткие санкции против российской «нефтянки»
Американские ограничения более жесткие, чем у Евросоюза, который запретил поставлять в РФ технологии для глубоководной добычи нефти, освоения арктического шельфа и разработки сланцевых запасов. В частности, Министерство торговли США определил «глубоководные» проекты (deepwater) как проекты на глубине более 500 футов (152 м), что по меркам отрасли относительно неглубоко. В санкционных правилах ЕС понятие «глубоководный» не уточнялось.
Список продукции, подлежащей экспортному контролю в рамках отраслевых санкций США, почти совпадает с перечнем ЕС, и включает буровые платформы для работы на шельфе, оборудование для горизонтального бурения, подводное и морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение для буровых работ и гидроразрыва пласта (ГРП), дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления.
Санкционные ограничения США распространяются и на природный газ
(Евросоюз вывел газовые проекты из-под санкций). США вводят экспортный контроль в отношении определенной продукции и технологий, «предназначенных для глубоководной разведки и добычи, морских арктических или сланцевых проектов с потенциалом производства нефти или газа в России».
Эксперты считают, что нефтяные технологические санкции - вещь потенциально более серьезная, нежели ограничения на доступ госбанков к валютному финансированию. Санкции могут ускорить падение добычи на зрелых нефтяных месторождениях Западной Сибири.
Запасы этих месторождений истощаются и относятся к категории трудноизвлекаемых, их извлечение требует передовых технологий, попавших под эмбарго ЕС и США.
Учитывая высокое истощение месторождений Западной Сибири, поддержание добычи осуществляется в основном методами горизонтального бурения или многозонного ГРП. В прошлом году 42% новых скважин «Газпромнефти» были горизонтальными, а ГРП применялся на 57% новых скважин. Для сравнения, в 2011 г. эти цифры составляли лишь 4% и 3%. Российские компании еще недостаточно освоили высокотехнологичные «ноу-хау», поэтому нуждаются в партнерстве с западными нефтесервисными фирмами, обладающими опытом в применении этого оборудования и технологий. Новый пакет санкций может такое партнерство серьезно затруднить.
Американские ограничения не предусматривают никаких "льгот" в отношении контрактов, заключенных до 6 августа 2014 г.
Европейские власти "могут выдать разрешение на поставку, если экспорт относится к исполнению обязательства, вытекающего из контракта или
соглашения, заключенного до 1 августа 2014 г." (дата вступления в силу санкций ЕС).
«В краткосрочной перспективе негативного влияния на отрасль запрет на
экспорт технологий США и ЕС не окажет», - заявил представитель
Минэнерго РФ. Но в среднесрочной перспективе потери будут
существенными. Запасы углеводородов, которых Россия не сможет
«распечатать» в результате санкций, оцениваются в $8.2 трлн., подсчитали эксперты Bloomberg.
Более всего Россия зависит от поставок современного оборудования для
бурения горизонтальных скважин, а также внедрения технологий ГРП.
«Газпром бурение» осталась без контрактов с Halliburton из-за санкций
Компанию «Газпром бурение» получила письмо из московского офиса Halliburton, в котором американская нефтесервисная компания извещает о «приостановке отношений» с российским заказчиком. Это первый случай, когда из-за санкций российским нефтяникам и сервисным компаниям ограничивают доступ к
зарубежным технологиям.
Руководство Halliburton приостановило отношения между компаниями из-за того, что Аркадий Ротенберг (ему принадлежит 100% акций «Газпром бурение») был включен в санкционный список США. «Запрет касается любых коммерческих отношений, сделок (продажа товаров, услуг и т.д.) с любыми юридическими лицами, которые прямо или косвенно связаны с
Ротенбергом. Нами было получено поручение из главного офиса с требованием соответствия», - говорится в письме Halliburton.
КОММЕНТАРИИ:
По оценке Энергетического центра «Сколково», введение нефтяных технологических санкций в отношении РФ уже через 3 года приведет к падению российской нефтедобычи на 5 - 10% или на 26 - 52 млн.т. Недополучение экспортных нефтяных доходов в госбюджет бюджет России составит $20 - 40 млрд. (доходы от нефтеэкспорта РФ в 2013 г. - $173.7 млрд.).
Около 70% (15.5 млрд.т) остаточных извлекаемых запасов нефти РФ являются трудноизвлекаемыми.
Российские компании не располагают собственными технологиями разработки
трудноизвлекаемых (низкопроницаемых, битумных) запасов, пилотные проекты по их извлечению выполняются в рамках СП с зарубежными партнерами: ExxonMobil, Statoil, ENI («Роснефть»), Total («ЛУКОЙЛ»), Royal Dutch/Shell («Газпром нефть») с привлечением ведущих мировых нефтесервисных компаний Schlumberger, Halliburton и др.
Отраслевые примеры:
«Для разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами в Западной
Сибири «Роснефть» использует американские технологии, которые позволяют
сократить время освоения месторождения почти вдвое», - первый
вице-президент НК «Роснефть» по добыче Эрик Лирон. В августе 2013 г.
Halliburton заключила соглашение о совместной разработке месторождений с
трудноизвлекаемыми запасами с НК «Газпром нефть». Ее задача - к 2020 г.
довести добычу до 100 млн т н.э., заявил первый заместитель
генерального директора «Газпром нефти» В. Яковлев. По его словам, более
половины нефти будет добываться с применением инновационных технологий.
По данным экспертов, около 40%
оборудования, используемого в нефтегазовой отрасли, приобретается за
рубежом. Без участия иностранных нефтесервисных компаний возникнут
проблемы при работе с трудноизвлекаемыми запасами и добыче сланцевой
нефти. В этих сегментах доля иностранных технологий превышает 80 - 90%.
Равноценные аналоги импортному оборудованию в РФ отсутствуют. Больше
всего от санкций пострадают «Газпром» и «Роснефть», которым необходимы
западные технологии для добычи на арктическом шельфе.
«Газпром бурение» - генеральный подрядчик по бурению скважин РАО «Газпром», включая в Восточной Сибири. Планируется, что разбуривание трудноизвлекаемых запасов базовых месторождений китайского контракта: Чаяндинского и Ковыктинского (647 газовых скважин и 143 нефтяных) будет осуществляться «Газпром бурением» с помощью
высокотехнологичных скважин с привлечением западных партнеров/нефтесервиса. По мнению экспертов, технологические санкции США
и ЕС ставят под угрозу выполнение РАО «Газпром» планов по развитию
газодобычи в Восточной Сибири и контрактных обязательств по объемам поставок газа в Китай.
А вот, что говорят специалисты.
ОАО «ЛУКОЙЛ»: главной угрозой для нефтяной промышленности РФ являются высокие темпы падения добычи на действующих месторождениях.
Текущий режим налогообложения нефтедобычи (НДПИ, экспортные пошлины)
делает нерентабельным внедрение новых дорогостоящих технологий для
поддержания добычи нефти на месторождениях с выработанными и
трудноизвлекаемыми запасами.
Запланированные проекты освоения новых месторождений не способны компенсировать естественное падение добычи на старых. Для преодоления падения добычи в РФ необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию 3 - 4 новых гигантских месторождения нефти, сопоставимых по запасам с Ванкорским, т.е. с суммарными запасами нефти 1.5 - 2.0 млрд.т. Таких новых уникальных месторождений нефти в РФ не открывалось с советских времен и вероятность их открытия крайне низкая.
Без снижения налоговой нагрузки в отрасли и масштабного применения новых технологий добыча нефти в Росси начнет снижаться уже в 2016 - 2017 гг.
Сокращение нефтедобычи в РФ к 2025 г. может составить 100 - 120 млн.т.
Комментариев нет:
Отправить комментарий